Наш коллектив выбрал для вас несколько интересных ожидающих в 2019 году законов и ППВС. Итак, вот они:
Как отмечено в пояснительной записке, закон позволит заполнить вакуум регулирования общественных отношений, возникающих при «повседневном взаимодействии людей с различными категориями животных». Прежде всего, речь о проблемах, связанных с 1) содержанием домашних животных (безопасностью окружающих при выгуле животных, ответственностью владельцев животных за содержание своих «братьев меньших»), 2) конкретизацией принципов гуманности из ст.137 ГК РФ. Как эти проблемы решаются в новом законе?
Прежде всего, вводятся разграничительные понятия «дикие животные» и «домашние животные». В отношении домашних животных указывается, что в качестве таковых могут содержаться животные кроме включенных «в перечень…, запрещенных к содержанию» (ясный намек, что содержание аллигаторов и русских мишек дома будет прекращено). Прямо прописывается обязанность владельцев животных соблюдать законные интересы лиц, проживающих в многоквартирном доме, а для владельцев отдельных категорий животных - обеспечивать безопасность окружающих. Важная новелла - обязанность передать животное в приют или другому владельцу при отказе от него. Хотя не понятно, насколько быстро и эффективно заработают упомянутые положения, сей lex specialis ясно показывает, что к нашим братьям меньшим теперь сначала применяются принципы гуманности - лишь потом, субсидиарно правила о вещах, как установлено ст.137 ГК РФ.
Уходящий год отмечен смягчением подхода к экстремистскому составу ст. 282 УК РФ. По новым правилам для привлечения к ответственности по ч.1 ст. 282 УК РФ лицо уже должно быть привлечено к административной ответственности за совершение данного правонарушения в течение одного года. Безусловно, можно отметить, что практика привлечения по 282 за все лайки и репосты подряд успела показать свою порочность. Закон демонстрирует, что дело идет к «уходу от прежних прецедентов»
В то же время можно заключить, что норма оставляет много вопросов. Например, вопрос: какое значение для приговора по уголовному делу будут иметь факты, установленные по делу об административном правонарушении? Можно предположить, что ответом станет совершенно обособленная от обстоятельств, установленных по административному делу, проверка судом данных уголовного дела. На это судебной практике должны указать *опыт Постановления КС РФ от 10 февраля 2017 г. N 2-П по делу И.И. Дадина (где было установлено, что аналогичная конструкция ст. 212 .1 УК РФ, допускающая уголовную ответственность после административаной, не противоречит Конституции т.к. «фактические обстоятельства, установленные судебными актами по делам об административных правонарушениях, сами по себе не предопределяют выводы суда о виновности лица») и * п. 2.1 которым в 2018 году было дополнено ППВС от 28 июня 2011 года N 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности"" («…суду необходимо тщательно проверять наличие не только повода, но и основания для возбуждения дела»).
Отличительная черта этого ППВС – попытка дать точные определения категорий, закрепленных в диспозициях статей 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 УК РФ, и разграничить диспозиции. Хотелось бы выделить несколько наиболее интересных, на наш взгляд, положений:
Однако сие недоразумение было исправлено ВС РФ, который указал, что: «…само по себе участие в незаконном обороте специальных технических средств не может свидетельствовать о виновности лица в совершении преступления, если его умысел не был направлен на приобретение и (или) сбыт именно таких средств (например, лицо посредством общедоступного интернет-ресурса приобрело специальное техническое средство, рекламируемое как устройство бытового назначения, заблуждаясь о его предназначении)». Итог ясен: можно покупать ручки, но, (вспоминая Л.Н. Толстого) не надо сильно шалопутничать.
Хотя должность детского омбудсмена уже некоторое время существует, здесь есть несколько интересных новелл. Должность, ранее регулируемая лишь Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г. № 986 (по сути, была сделана калька с института уполномоченного по правам человека, но в актуальной сфере защиты прав детей), теперь получает свой закон. При этом данный закон не только дублирует, в нем есть реальные живые дополнения: